А ЛИГА

  • ВИДЫ ЕДИНОБОРСТВ:
  • ИСТОРИЯ И АНТОЛОГИЯ УШУ

Истоки ушу скорее всего перенесут нас в далекое прошлое, во времена первобытного человека, когда было необходимо отбиваться от диких животных, охотиться, и конечно же защищаться от других людей. Человек создавал оружие, а применение такого оружия и заложили базовые основы ушу.

История и антология Ушу
 

Зарождение стиля

Первые архаичные формы единоборства, появившиеся в древнем Китае, зародились в эпоху Ся, Шан и Чжоу. Эти формы, с появлением бронзового оружия эволюционировали в технику боевого искусства, и стали применяться для тренировки войска /Цзюнь-лянь/.

В эпоху Чжаньго /Воюющих царств 770 до н.э. – 221 до н.э./, востребованность боевых искусств возросла, из-за непрекращающихся конфликтов между удельными князьями, которые, обычно держали в своей свите наставников боевых искусств.

Первые письменные упоминания о формах двигательной активности, отдаленно напоминавших ушу, встречаются в древних литературных памятниках Китая. В памятнике эпохи Хань “Шицзин”   /Книга песен/, в “Оде о клеветниках”, встречается строка “У цюань у юн”, которая может быть переведена как: “Не владеющий искусством кулака не может быть храбрецом”. В период Тан и сунн /618-1279/ формы ушу стали постепенно систематизироваться. Так, например, Сунский генерал Юэ Фэй, согласно преданию, обучал своих солдат созданному им стилю Юэцзяцюань. Другая легенда гласит, что Юэ Фэй мастерски владел техникой копья, на основе которой, впоследствии, был создан стиль Син’ицюань.

Покорение исторического пика

Наивысшего расцвета развитие ушу достигло во времена династий Мин и Цинн. Автор минской эпохи Ци Цзигуан оставил первое сочинение, систематизирующее различные стили и направления ушу – “Цзисяо синьшу” /новое исследование о военных искусствах/, где перечислялись основные виды ушу. К тому времени были введены военные экзамены по ушу. В отличие от военного ушу, которое было сосредоточено в основном на прикладном аспекте, применимом в бою, ушу, развивавшееся вне военных кругов, в процессе эволюции, дало толчок развитию огромного количества стилей и направлений, основанных на разных принципах, и различных философских школах.

С появлением огнестрельного оружия, ценность ушу как военного искусства заметно снизилась, и ушу, постепенно, превратилось в комплексную систему совершенствования личности, с глубоким философским обоснованием. Основной функцией ушу в этот период стало совершенствование индивидуального мастерства, занимающегося и приведением его в соответствие с ценностными характеристиками “саньцзяо” – трех основных филосовских школ Китая – Даосизма, Буддизма и Конфуцианства. Именно в этот период появляются такие основополагающие теоретические трактаты ушу как “Цюань и шу чжэнь”, “Багуацюань сюэ”, “Тайцзицюань сюэ”, “Син’ицюань сюэ” Сунь Фуцюаня, “Чэньши тайцзицюань тушо” Чэнь Синя, “Тайцзицюань цзин” Ван Цзунъюэ и другие. В период восстания ихэтуаней ушу превратилось в мощный этноинтегрирующий фактор: для борьбы с иностранными державами, захватившими Китай и поделившими его на сферы влияния, по всей стране возникали отряды крестьян, во главе которых стояли мастера ушу. Такие группы, называвшиеся ихэцюань /кулаки согласия и справедливости/ практиковали эзотерические формы ушу, с выраженным мистическим компонентом.

Матрица древнего востока

После Синьхайской революции количество занимающихся ушу пошло на убыль, однако уже с 1928 года начался новый расцвет этого древнего искусства. В Шанхае создается “Цзин у хуэй” – Ассоциация “Боевой дух”, по всей стране создаются учебные центры ушу и начинают проводится соревнования. В 1936 году Китай направляет команду мастеров ушу для участия в показательных выступлениях на открытии Олимпиады в Берлине. В 1985 году проводится первый международный турнир по ушу в Сиане, Китай, был сформирован комитет для создания Международной федерации ушу. В 1990 году Международная федерация ушу была создана официально.

Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся истоки каратэ, дзюдо, айкидо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем наблюдать точные ассоциации со многими азиатскими видами. В каратэ, первое время названия приемов и комплексов были заимствованы из Китая.

На сегодняшний день существует великое множество школ ушу, которые с трудом поддаются классификации: так обширна многоцветная палитра этого великолепного искусства. Нынешнее многообразие стилей ушу проистекает от разноплановой социальной иерархии традиционного Китая: в средневековой Поднебесной империи ушу занимались все — начиная от ученых чиновников, и заканчивая буддистскими монахами. Мастера ушу подчеркивают, что нет стилей плохих или хороших, сильных и слабых — есть плохие или хорошие ученики.

Но все же, невзирая на запутанную и противоречивую систему типологии, в этом искусстве можно выделить ряд основных направлений. На данный момент существует несколько способов классифицировать ушу, чтобы сориентироваться в безбрежном море техник и приемов.

Гармония внутри и снаружи

Традиционно стили ушу подразделяются на внешние и внутренние. По мнению мастеров ушу, энергия человека должна свободно циркулировать как за пределами человеческого тела, так и внутри него, и лишь в единстве внутреннего и внешнего личность обретает гармонию. Если для внешних стилей больше характерно использование мускульной силы и ударов, то внутренние стили ставят акцент на развитии гибкости и умения управлять внутренней жизненной энергии — ци. И внешний, и внутренний стиль неразрывно связаны между собой: доподлинно известно, что многие выдающиеся мастера внутреннего стиля в юности проходили активную подготовку в области стиля внешнего.

К наследующим традицию внешних стилей направлениям можно отнести школу шаолиньского ушу. Воинственное и динамичное, оно всегда ассоциировалось с началом "ян": не случайно основное внимание в подготовке бойца, владеющего внешним стилем, уделялось развитию выносливости и физической силы.

К внутренним стилям ушу, существующим под эгидой начала "инь", относятся тайцзи — "великий предел", багуа — "восемь триграмм", синьи — "форма мысли-сердца". К внешним — таолу — "комплекс дорожек", саньда — "свободные удары", туйшоу — "толкающие руки", дуаньбин и чайбин — поединки на длинном и коротком оружии.

Саньда

Ушу-саньда это вид спортивного единоборства, который развился из методов традиционного ушу и использует в своем арсенале, в первую очередь удары руками, ногами, броски, борьбу и приемы защиты.

Соревнования проводятся на возвышенной платформе под названием "Лэй-тай", размером 8 на 8 метров и высотой 80 см.
Спортсмены носят защитную экипировку, которая включает в себя защиту головы, торса, паха, а также перчатки и капу.

Поединок ушу-саньда состоит в общей сложности из 3-х раундов. Каждый раунд длится две минуты с одной минуты отдыха. В саньда спортсмены могут использовать удары руками, ногами и бросковые техники из всех стилей ушу. Разрешены удары в голову, туловище и ноги, а также броски и выталкивания с помоста.

Спортсмены получают очки за успешно выполненые техники, согласно критериям оценивания.
Спортсмен объявляется победителем, если он выигрывает 2 из 3 раундов боя или если противник нокаутирован. Также, спортсмен сумевший вытолкнуть оппонента с платформы 2 раза за раунд, получает автоматически победу в данном раунде.

Соревнования по ушу-саньда включают в себя 11 весовых категориях у мужчин и 7 весовых категориях у женщин.

Таолу

Технические комплексы Таолу состоят из набора техник, которые связаны между собой в единую цепочку согласно определенным принципам, и включают в себя методы и стилистические основы атаки и защиты. Сюда входят техники рук, ног, прыжков, подсечек, равновесии, стоек и передвижений, техники захватов и заломов, бросков и борьбы и т.д.

Традиционно, Таолу в Ушу составлялись для сохранения технических приемов и тактику конкретного клана или системы, и имели цель постепенное улучшение у практикующего гибкости, выносливости, силы, скорости, чувство равновесия и координации, а также оставляло "отпечаток" на тактике ведения поединка ученика.

Развившись из традиционных форм, современные технические комплексы Таолу является идеальным сочетанием древних практик и современных спортивных принципов. Они имеют богатое и разнообразное содержание, используя широкий спектр техник Ушу и включают в себя технические комплексы с голыми руками и с оружием.

На соревнованиях спортсмены выполняют Таолу на основе конкретных правил, подчеркивая свои спортивные сильные стороны.

Соревнования по ушу-таолу проходят на специализированном ковре 8 на 14 метров. Группа судей оценивают различные аспекты выступления технического комплекса, а именно: качество движений, общее впечатление /сила, дух, ритм, координация/, степени сложности. В конце выступления они выставляют оценку.

Основные разделы ушу-таолу являются:

Без оружия:

Чан Цюань /"Длинный кулак"/, Нань Цюань /"Южный кулак"/, Тайцзи Цюань /тай цзи цюань/.

С оружием:

Даошу /техника сабли/, Цзяньшу /техника меча/, Наньдао /техника южной сабли/, Тайцзи Цзянь /техника меча Тайцзи/, Гуньшу /техника шеста/, Цяншу /техника копья/, Наньгунь /техника южной палки/, Дуйлянь.

Цигун — неотъемлемая часть китайской культуры. Последние исследования свидетельствуют, что практики, похожие на цигун, существовали еще до появления письменности. Возникновение цигун связано с традиционной китайской религией даосизмом. Изначально даосизм ориентировался на внешние алхимические практики, одной из целей которых являлось создание так называемой пилюли бессмертия, дающей возможность вечной жизни. Но в первом тысячелетии нашей эры даосы стали уделять больше внимания внутренним практикам, связанным с работой с ци. Цигун очень разнообразен — невозможно перечислить все его школы и направления, среди них — туна, даоинь, синци, ляньдань, сюаньгун, цзингун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйянгун, яншэнгун и др. Сам термин цигун официально утвердился лишь в двадцатом веке, когда в 1958 году вышла в свет книга Лю Гуйчжэня "Практический курс цигунотерапии".

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

img