А ЛИГА

    • ВИДЫ ЕДИНОБОРСТВ:
    • НЕМНОГО ОБ
    • ИСТОРИИ КАПОЭЙРА

img

Капоэйра - это уникальное боевое искусство, в котором тесно переплетены танец, акробатика и ударная техника.

Это мгновенно узнаваемое действо, в котором участники не сбиваясь с ритма, двигаются друг напротив друга, исполняя акробатические элементы и нанося удары. Тем не менее, не смотря на популярность этого вида, его история была утеряна из-за нехватки свидетельств, а точное его происхождение так и остается загадкой.

Истоки

Есть предположение, что капоэйра оказалась в Бразилии вместе с африканскими рабами, которых привезли португальские колонисты в 16 веке. Для рабов были установлены очень жесткие законы, которые запрещали заниматься боевыми искусствами, а также следовать своим культурным традициям. Скорее всего капоэйра использовалась как метод своеобразного обхода этих запретов. Скрытые в музыкальных и ритмических элементах, опасные удары ногами и руками, шли как страстные танцевальные элементы, заимствованные из культур западной Африки. Так Капоэйра стала не только средством выживания или самозащиты, это был элемент культурной идентичности.

Используя капоэйру, многие рабы бежали от своих хозяев. Они образовывали свободные от рабства поселения – киломбос. Общины были больше похожи на крепости, которые пытались отгородиться от португальцев. Пальмарес является одним из самых известных киломбос, его населяло около 10 000 жителей. Существуют несколько документов, подтверждающих, что капоэйра в то время была очень важной защитной и культурной практикой.

Забвение и возрождение

В обществе, подвластном португальскому закону, капоэйру фактически было невозможно контролировать. В городах, которые формировались на рубеже 17 и 18 веков создавались огромные общины рабов, которые проживали компактно на малой территории. В таких общинах капоэйра была достаточно популярным способом развлечения. Однако, людей, танцующих капоэйру, пытались ловить и наказывать, а искусство продолжало жить дальше.

Капоэйра - бразильское боевое искусство, в котором тесно переплетены танце, акробатика и ударная техника

Капоэйра - бразильское "народное" боевое искусство

С отменой рабства в 1888 году, наступило темное время и для капоэйры. Бывшие рабы, получившие свободу, остались без жилья, средств существования и еды. В быстро растущих бразильских городах процветала преступность, капоэйра была одним из многих видов оружия, с помощью которых грабили и убивали. С 1890 года капоэйра была запрещена на государственном уровне, людей практикующих капоэйру либо казнили, либо разрезали им ахиллово сухожилия на ногах. В эту эпоху слагались легенды о неуловимых мастерах капоэйры. Одним из таких был непобедимый Насименто Гранде.

Капоэйра почти предалась забвению, однако продолжали существовать люди такие как местре Бимба из Сальвадора, продолжавшие ее традиции и активно ее развивающие. Представляя всю культурную значимость капоэйры, Бимба смог убедить бразильские власти открыть первую школу капоэйры в 1932 году. Бимба несколько реформировал движения и вообще подход к капоэйре, фактически доведя ее до своего собственного стиля, который получил название "региональный". С тех пор так и стали различать "региональный" стиль и стиль "Ангола", который был последователем оригинальной капоэйры до того, как она попала под запрет.

 

Музыка

Батерия - музыкальное споровождение, без которого капоэйру невозможно представить. Сливаясь с ритмами, созданными музыкантами, капоэрист наполняется силой. Двигаясь одновременно в ритме танца и борьбы, он часто находит в себе новые, скрытые до сих пор возможности или получает силу /позитивную энергию/, для описания которой точнее всего подходит слово "АШЕ" /термин из Религии Кандомбле - Африканской религии, окончательно сформировавшейся только в Бразилии/. Музыка Капоэйры, как и многие другие искусства, родина которых Африка, сочетает в себе естественное и сверхъестественное, природную силу и энергию, предоставляя людям простой язык, с помощью которого можно общаться с богами и духами.

Главный инструмент, основа музыки, сердце капоэйры – беримбау.

Согнутуая из гибкого и прочного дерева biriba /бириба/ палка verga     /верга/ с присоединенной снизу полой тыквой cabaça /кабаса/. Для изготовления кабас используют бутылочную тыкву. Arame /араме/ - струна для беримбау, делается из корда автомобильной покрышки. Раньше для струны использовали сухожилия и внутренности животных.

Беримбау удерживается на мизинце левой руки за натянутую веревку между араме и кабасой. Между указательным и большим пальцем левой руки зажат камешек или монета – dobrão /добрау/. Прижимая добрау к струне и ударяя по ней палочкой baqueta                /бакета/ извлекается три звука. Если камень сильно прижат к струне, то извлекается высокий звук, если еле прикасается - дребезжащий звук, а если камень вовсе не прижат - низкий звук.

Главный инструмент и основа музыки капоэйра - беримбау

Беримбау в деле. / beija-flor @ flickr.com

В правой руке играющего на беримбау находится бакета /тонкая деревянная палочка длиной около 45 см/ и caxixi /кашиши/ – корзинка с высушенными бобами или зернами кофе внутри. При непроизвольной тряске издающая шуршащие звуки.

Самый большой из них - berimbau gunga /беримбау гунга/ или berra-boi /берра-бои/. Гунга - беримбау с самой большой кабасой и самой длинной вергой /около 170 см/. Гунга является основным инструментом, задающим ритм. Berimbau medio /беримбау медиу/ - среднее по размерам и звучанию беримбау. Berimbau viola /беримбау виола/ является самым высоким по тональности беримбау.

Атабаки - это большой деревянный барабан с мембраной из кожи. В батерии атабаки поддерживает основной ритм и вступает сразу за беримбау. Звук атабаки не должен заглушать остальные инструменты, а как бы давать им основу для игры. Атабаки походит из Африки, где он используется шаманами.

Пандейру - это бубен, представляет собой ручной ударный инструмент. По бокам обода встроены колокольчики platinelas             /платинелас/, а на обод натянута кожа.

Агого - один, два или три колокольчика из дерева или стали разной высоты звука, закрепленных на общем держателе. Извлекают из них звон, ударяя палочкой поочередно по колокольчикам. Происхождение инструмента доподлинно не известно.

Реку-реку иногда используется в батерии. Сам реку-реку представляет собой бамбуковую трубку довольно большого диаметра /около 10 см/, в которой по бокам сделаны продольные прорези, а сверху нанесены насечки. Суть игры на инструменте как на обыкновенной трещотке.

Для тренировки Капоэйра не нужен особо оснащенный зал

Для тренировки Капоэйра не нужен особо оснащенный зал

Сегодня капоэйра является культурной иконой Бразилии, она очень разнообразна, одна похожа на развлекательную хореографию, другая на полноценное боевое искусство. Каждый волень выбирать то, что ему по вкусу. Во время путешествия в Бразилию посмотреть "спектакль" капоэйры или сходить в школу на занятия является, фактически, обязательным элементом культурной программы.

Самый известный тренировочный центр по капоэйре находится в Сальвадоре, там до сих пор изучают различные ее направления, от классической, до современной, и конечно же 2 основных региональный и Ангола, там же вы можете научиться играть на национальных музыкальных инструментах, чье звучание всегда сопровождает капоэйру.

В то время, как прошлое капоэйры до сих пор окутано тайной, ее история увековечена в рассказах, музыке, движениях и энергетике.

Фильм "Только сильнейшие", с Марком Дакаскасом, является одним из самых известных современных рассказов от таком боевом искусстве, как капоэйра. В роли учителя персонажа Марка снялся очень известный мастер капоэйры – Хоселито "Амен" Санто, он же и готовил Марка к роли. 

 

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

img