А ЛИГА

    • О'СЕНСЕЙ: 
    • МОРИХЭЙ УЭСИБА АКА "КАЙСО" -
    • ВЕЛИКИЙ МАСТЕР АЙКИДО

img

Начало истории

Морихэй Уэсиба /1883 – 1969/, родился 14 декабря в городе Танабэ в префектуре Вакаяма, был четвертым ребенком и единственным сыном в семье. Отец прославленного "О'Сенсея" был очень богатым землевладельцем, который торговал лесом и рыбой, успевая при этом  активно участвовать в политической жизни Японии.

Уэсиба был очень хилым и больным ребенком, но с самого раннего возраста отец заставлял его заниматься различными видами боевых искусств, развлекал рассказами про легендарного прадеда Kichiemon, который считался одним из самых сильных самураев той эпохи.

Сам Уэсиба осознал всю необходимость в силе после того, как увидел собственными глазами нападение на своего отца людей, поддерживающих его политического соперника.

В возрасте 6 лет будущего мастера отправили в храм Jizōderu, где он начал изучать конфуцианство. Его наставник, будучи последователем сингон-буддизма, обучал мальчика различным эзотерическим пениям и ритуальным обрядам, к которым молодой Морихэй питал особые чувства. Ученик пошел в начальную школу Танаге, затем в среднюю школу в префектуре Танабэ, но позже перевелся в частную счетную академию при институте Йошида для изучения бухгалтерского дела. После выпуска он проработал несколько месяцев в налоговом управлении, работой был не сильно доволен, и заручившись поддержкой отца, переехал в Токио. Здесь он пытался организовать небольшой бизнес, торгуя канцелярскими товарами, но дело не пошло. Меньше чем через год, переболев Бери-Бери /дефицит витамина Б1/, он возвращается на родину в Танабэ. Здесь он женится на своей подруге детства – Хатсу Итокаве.

В 1903 году Уэсиба попадает под призыв в армию, однако проваливает экзамен по физподготовке из-за очень маленького роста - 1.57 м. Чтобы немного вырасти из "метра с кепкой", наш герой растягивается по классике - с грузом на ногах, экзамен он все-таки сдает, хотя до необходимой отметки еще остается пол дюйма. Будучи прикомандированным в 4-ю дивизию Осаки, 37-й полк, через год он получает звание капрала. За время русско-японской войны, прослужив прямо на линии фронта, Уэсиба возвращается в звании сержанта. Затем следует увольнение в 1907, камбэк в родной Танабэ, и в 1911 у Сенсея рождается дочь, которую называют Матсуко /правда, в наш рассказ это вряд ли внесет интриги/.

Джиу Джитсу и другие Стили

В 1912 году Уэсиба отправляется в качестве руководителя группы первых поселенцев на остров Хоккайдо. В составе группы из 85 человек они организуют фермерское поселение в округе Ширатаки, где Морихэй познакомится с великим мастером джиу-джитсу /оно же дзю-дзюцу/ Такедо Сокаку.

В течение многолетней преподавательской карьеры Такэда Сокаку, по некоторым данным,  познакомил со своим искусством около 30 000 человек, среди которых было много видных политических и общественных деятелей, высокопоставленных сановников и военных, представителей интеллигенции и состоятельных  людей.

Судя по записям Такеды, Уэсиба был связан со своим учителем достаточно долго /1915-1937 годы/. Однако, фактически, ученичество Морихэя у мастера Дайто-Рю завершилось к 1919 г. Через 3 года, уже будучи зрелым мастером, он получил Кёдзю-дайри /Свидетельство на право преподавания/. Очевидно, что именно плотная работа с мастером и его подход к единоборствам сформировали видение Уэсибы на свой собственный стиль.

Официально подтвержденными следует считать занятия Уэсибы следующими дисциплинами:

Тэндзин Синъё-Рю Дзюдзюцу /Тодзава Токусабуро/;

Гото-Ха Ягю Синган-Рю /Накай Масакацу/;

Кодокан Дзюдзо /Такаги Киёти/.

Кроме того, совершенно очевидно, что Уэсиба был в  той или иной степени знаком с такими боевыми искусствами, как Кито-Рю Дзюдзюцу, Такэ-но Ути-Рю Дзюдзюцу, Ходзоин-Рю /содзюцу/, Касима Син-Рю и Ягю Синкагэ-Рю.

Один из биографов Уэсибы также упоминает о том, что примерно в 1925 г. он жил в горах Кумано, где изучал искусство владения посохом  Куки Син-Рю у горных отшельников ямабуси. 

АйКидо и АйКиКай

Искусство Уэсибы в разные периоды называлось Уэсиба Дзюку Айкидзюдзюцу, Айки Будзюцу, Кобукай Айкибудо, Тэнсин Айкибудо, Такэмусу Айки и, наконец, в 1942 г. своё современное название, -Айкидо.

Именно 1942-й часто упоминается как дата, с которой начинается современное айкидо.

Во-первых, в то время Дай НиХон Бутокукай, стремившийся к стандартизации в методологии преподавания и номенклатуре современных боевых искусств Японии, достиг соглашения с Минору Хирай /представителем Кобукай/ о том, что разработанная Морихэем Уэсибой система боевого искусства будет именоваться айкидо. Таким образом, Айки-будо встало в один ряд с дзюдо, кэндо, кудо и другими современными боевыми искусствами.

Во-вторых, в том же году, в середине Второй Мировой войны, основатель удалился в Ивама /префектура Ибараки/. Именно там, ценой величайших усилий, он оттачивает свое техническое мастерство и достигает высшего духовного уровня. "Кайсо" сам признавал, что именно за проведенные в Ивама годы он довел свое айкидо до совершенства. Однако в то время айкидо в Японии почти не практиковалось, поскольку большинство молодых людей было призвано на военную службу. Таким образом, хотя формально можно считать, что айкидо родилось в 1942 г., его реальное развитие началось только после окончания войны, когда Генеральный Штаб Союзнических Войск ослабил ограничения на занятия боевыми искусствами.

Важным событием для борющегося за свое признание нового искусства стало большое показательное выступление, которое состоялось в 1954 г. в Токийской Гимназии в Сэндагая при финансовой поддержке Ассоциации Продления Жизни. Около 15 000 человек присутствовало на этом показе, который можно назвать первым после войны крупномасштабным представлением публике айкидо. Затем, в 1956 г. Айкикай [Фонд Айкикай, учрежденный Хомбу Додзе - детищем и школой Уэсибы] провел серию показательных выступлений с участием основателя Уэсиба, которые продолжались в течение пяти дней в универсальном магазине Такасимая в Нихомбаси. Примерно в это же время Киссёмару оставляет службу в фондовой компании, чтобы целиком посвятить себя преподаванию айкидо. Наряду с этим, Айкикай получает поддержку в лице прибывшего летом этого же года французского дзюдоиста Андре Ноке, который стал Учидэси в Айкикай Хомбу Додзё и жил в семье Уэсиба. Ноке имел хорошие связи в дипломатических кругах и не только с энтузиазмом занимался айкидо, но и приглашал на тренировки в Айкикай в качестве зрителей высокопоставленных лиц.

В конце 50-х годов Морихэй Уэсиба делил свое время между Ивама и Токио. Он также стал чаще ездить по стране, особенно в район Кансай и префектуру Вакаяма. Вместе с тем, в тот период Уэсиба не был обременен административными и организационными делами Хомбу Додзё и выступал прежде всего в роли наставника и символа высших целей искусства.

Развитие искусства и уход Мастера

1960 г. был ознаменован тем, что именно тогда впервые был проведен ежегодный Всеяпонский фестиваль айкидо. Показ состоялся в Ямано Холле, в Токио. Это событие позволило осознать факт распространения айкидо и почувствовать единство внутри структуры Айкикай. На протяжении многих лет фестиваль проводился в Хибия Кокайдо, а начиная с 1977г. - в НИППОН БУДОКАН, в его теперешнем здании. Кроме того, начало 60-х характеризовалось неуклонным ростом организации Айкикай, создававшей региональные и национальные университетские федерации. Появление клубов во многих университетах обеспечило распространение айкидо в сфере бизнеса и свободных профессий Японии.

К середине 60-х годов детище О'Сенсея оказывается в одном ряду с основными боевыми искусствами Японии. Ему отводится важное место на страницах газет и книг, в телевизионных передачах. Кроме того, в школы айкидо хлынул поток иностранных практикантов  -  факт, который не ускользнул от внимания японской публики.

В конце же 60-х годов основатель, достигший преклонного возраста, тяжело заболел. Его кончина 26 апреля 1969 г. ознаменовала завершение целой эпохи. Киссёмару сменил своего отца и в качестве Второго Дошу продолжал руководить организацией Айкикай. В стенах Хомбу Додзё формировалось новое поколение преподавателей из числа Учидэси, вступивших в Айкикай в начале второй половины 60-х годов.

В настоящее время айкидо является неотъемлемой частью общественной жизни Японии. Айкикай имеет за плечами более чем сорокалетнюю историю и около 1.000 дочерних додзё. Он пережил крупный раскол, вызванный уходом Тохэй, а также потерял немало других преподавателей, каждый из которых пошел собственным путем. Преемственность в переходе лидерства к следующему поколению в лице Моритэру Уэсиба, судя по всему, обеспечена.

Хотя выдвинутые основателем Морихэй Уэсиба идеалистические цели так и не были достигнуты, они продолжают сохранять свою актуальность, привлекать многих людей и, похоже, не будут забыты. В качестве уникального, гуманистического по своей сути боевого искусства, Айкидо суждено медленно и неуклонно развиваться и оставаться одной из постоянных составляющих процесса совершенствования общества.

Тэндзин Синъё-рю - /Божественная истина школы Ивы/ школа дзюдзюцу, основанная в 1830 годах, мастером по имени Исо Матаэмон Рюкансай Минамото-но Масатари. Этот стиль оказал огромное влияние на современное дзюдо и айкидо. По существу, Тэндзин Синъё-рю является комбинацией знаний двух отдельных систем дзюдзюцу – Ёсин-рю и Син Но Синто-рю. Отличительной особенностью этой конкретной школы является использование атэми, ударов с нарушением баланса противника, а также более гибкие и текучие движения тела, в отличие от некоторых старых стилей мягкой борьбы. Стиль Тэндзин Синъё-рю был разработан после периода гражданских войн в Японии, поэтому он не включал методы борьбы в защите, делая акцент на скорости выполнения техник и применении ударной техники /в том числе с воздействием на болевые точки/.

Ягю Синган-рю - классическое японское боевое искусство, основанное в 1600 году. Слово “синган” уходит своими корнями к философии дзэн, и было выбрано для описания фундаментальных принципов стиля. Синган означает “глаз души” или “глаз сердца”, и ссылается на способность чувствовать или читать намерения оппонента посредством внутренних ощущений. Первоначально школа именовалась как Синган-рю, однако позднее она была переименована в Ягю Синган-рю в связи с влиянием школы Ягю Тадзима-но-ками Мунэнори Ягю Синкагэ-рю.

Кито-Рю Дзюдзюцу /кито-рю дословно переводится как взлеты и падения/ - древнее японское боевое искусство, основанное примерно в 17 веке. Стиль включает в себя ударную технику /атэми-вадза/, бросковую технику /нагэ-вадза/, болевые приёмы /кансэцу-вадза/ и методы удушения /симэ-вадза/. Многие из этих знаний практикуются в самурайских доспехах.

Ходзоин-рю - древняя школа содзюцу /японское военное искусство владения копьем яри/, основанная примерно в 1560 году Ходзоином Какудзэнбо Иннэем. Ходзоин Какудзэнбо Иннэй служил охранником всех храмов города Нара и был главой святыни Ходзоин. Согласно легенде, однажды вечером погруженный в мысли Ходзоин Иннэй, глядя на собственное отражение с копьём в темной воде пруда Сарусава, увидел отражение полумесяца, перечёркивающего его копьё. При виде этой картины на него снизошло вдохновение: на основе этого образа Ходзоин создал копьё с крестообразным остриём. По его представлению такая форма копья была крайне эффективным средством борьбы. Благодаря этому новому типу оружия, известного как дзюмондзи-яри, он основал школу Ходзоин-рю.

Касима син-рю - традиционное воинское искусство, основные принципы которого были разработаны в 16 веке. По легенде, эта древнейшая школа была создана при императоре Нинтоку, который правил в 313-399 г.г. Касима Син-рю - такая же старейшая японская школа фехтования, как и Катори Синто-рю. Обе они произошли от древней боевой системы, которой владели монахи храмов Касима и Катори, и которая называлась Касима-но Синдэн /"Божественная традиция Касима"/ или Касима-но тати /"Меч Касима"/.

Ягю Синкагэ-рю /новая теневая школа Ягю/ - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство, появившееся в 1568 году. Самые известные представители стиля – Камиидзуми Нобуцуна и Ягю Мунэтоси. На сегодняшний день Ягю Синкагэ-рю остаётся одной из самых известных школ японского фехтования.

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

img